О готовности к школьному обучению
Л.Н. Хисматуллина
заместитель директора по УВР
МОБУ НОШ с.Языково
Что входит в понятие готовности к
школьному обучению? Под такой готовностью нельзя понимать только умение ребенка читать,
считать и писать. Подготовка к школе – это физическая, психологическая,
нравственная, мыслительная готовность ребенка к обучению.
За долгие годы работы в школе часто
приходилось видеть детей, поступивших в школу и не умеющих читать, но эти дети
были с достаточным уровнем развития и с первых дней включались в активную познавательную
деятельность. Они не только не отставали, но даже опережали тех детей, которые
хорошо читали, но в то же время были мало организованы или плохо воспитаны.
Прежде всего надо поговорить о
воспитании эмоционально- волевой готовности ребенка к учению. Под
эмоционально-волевой готовностью понимается желание ребенка учиться в школе,
узнавать новое; правильное отношение к товарищам и взрослым; умение управлять
своими поступками; преодолевать посильные трудности.
Некоторым детям трудно учиться в
школе потому, что у них не воспитана
усидчивость, т. е. умение длительное время
заниматься одним делом. Это качество характера хорошо развивают у детей
настольно-печатные игры, в ходе которых что-то можно изготовить своими руками.
Различные игры типа «Конструктор» также развивают усидчивость, учат
преодолевать трудности. В школе ребенку
приходится переделывать однотипные задания
по нескольку раз. Если ребенок к этому не готов, неудачи будут
раздражать его, вызывать негативное отношение к учению. Поэтому еще до школы
очень важно приучить детей любое начатое дело доводить до конца.
Не стоит обучать дома дошкольника
письму – это методически сложный процесс.
А
вот подготовить руку ребенка к письму необходимо до школы. В кисти рук много
мелких мышц, но они развиваются позднее, чем крупные, и нуждаются в упражнении
для своего развития. Большое значение для развития мышц руки имеет рисование,
лепка, обведение различных фигур с последующей штриховкой и др.
Готовность к школе – понятие
многостороннее. Очень важно приучать детей соблюдать режим дня, который
обеспечивает бодрость и хорошую работоспособность, а нарушения ритма ведут к
потере интереса. Положительные качества закладываются в ребенке задолго до
обучения в школе. Но на протяжении учебы они будут развиваться и
совершенствоваться. А помочь ребенку в совершенствовании той или иной его
черты, умения, способностей – совместная задача семьи и школы.
|